16 августа 2020 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, Церковь чтит память преподобного Антония Римлянина, Новгородского Чудотворца.

В се­го­дняш­нем Еван­ге­лии пе­ред на­ми ещё и ещё раз ре­льеф­но пред­ста­ёт кар­ти­на: от­ча­ян­ная че­ло­ве­че­ская нуж­да и неспо­соб­ность уче­ни­ков Хри­сто­вых ис­це­лить че­ло­ве­ка. Недав­но мы чи­та­ли в Еван­ге­лии[3] о том, как они бы­ли не в со­сто­я­нии на­кор­мить на­род, окру­жав­ший Хри­ста, и они чув­ство­ва­ли свою бес­по­мощ­ность. А те­перь они спро­си­ли Его: по­че­му? По­че­му они так бес­силь­ны? По­че­му они не мо­гут по­мочь тем, кто при­хо­дит к ним с та­кой на­деж­дой?

И Спа­си­тель ука­зал две при­чи­ны. Сна­ча­ла, ещё до их во­про­ша­ния, Он ска­зал: «При­ве­ди­те боль­но­го маль­чи­ка ко Мне...». Это пер­вое, что каж­дый из нас в со­сто­я­нии сде­лать. Ко­гда пе­ред на­ми от­кры­ва­ет­ся нуж­да, бо­лезнь, от­ча­я­ние и рас­те­рян­ность – мы ча­сто ста­ра­ем­ся по­мочь сво­им умом, и по­рой, в ка­кой-то ме­ре, мы это мо­жем сде­лать. Но, в ко­неч­ном ито­ге, пре­дель­ная гар­мо­ния, цель­ность че­ло­ве­ка мо­жет быть вос­ста­нов­ле­на толь­ко Са­мим Бо­гом. И по­то­му мы долж­ны пом­нить: мы по­сла­ны в этот мир для то­го, чтобы каж­до­го нуж­да­ю­ще­го­ся при­ве­сти к Са­мо­му Хри­сту, став при этом на­столь­ко про­зрач­ны­ми, на­столь­ко неза­мет­ны­ми, чтобы лю­ди во­шли в непо­сред­ствен­ное об­ще­ние с Са­мим Хри­стом. Мы же лишь при­ве­ли их к Нему за ру­ку – но и толь­ко.

Вто­рой во­прос, кон­крет­ный, был по­став­лен уже са­ми­ми уче­ни­ка­ми: «По­че­му мы не смог­ли его ис­це­лить?..» – По­то­му что не хва­ти­ло ве­ры. Не ве­ры в то, что у них есть си­ла это сде­лать, а ве­ры в то, что Бог мо­жет это со­тво­рить, и роль уче­ни­ка в том – чтобы рас­пах­нуть как мож­но ши­ре дверь для Бо­га, чтобы Он мог всту­пить в жизнь и со­тво­рить чу­до.

Но для то­го, чтобы быть спо­соб­ным по­сту­пить так, как ска­зал им Спа­си­тель, на­до прой­ти пу­тем мо­лит­вы и по­ста. Не по­ста в том смыс­ле, в ка­ком мы обыч­но го­во­рим – воз­дер­жа­ние от пи­щи, – а по­ста в том ос­нов­ном смыс­ле, в ка­ком по­ни­ма­ют это сло­во свя­тые от­цы. Пост – это от­каз, или, вер­нее, сво­бо­да от все­го то­го, что нас по­ра­бо­ща­ет, сво­бо­да от все­го то­го, что нас пре­льща­ет, цар­ствен­ная неза­ви­си­мость, при ко­то­рой мы мо­жем до кон­ца при­над­ле­жать Бо­гу – быть спо­соб­ны­ми об­ра­тить­ся к Нему и слу­шать Его жи­во­тво­ря­щее Сло­во, от­зы­ва­ю­ще­е­ся в глу­би­нах на­ше­го бы­тия.

В этом и за­клю­ча­ет­ся ко­неч­ный смысл мо­лит­вы. Он в том, чтобы мы, стрях­нув с се­бя все узы, за­быв про зем­лю, про небо и про се­бя, ста­ли пред Бо­гом в глу­бо­ком мол­ча­нии, вслу­ши­ва­ясь всем на­шим су­ще­ством в Его при­сут­ствие, в Его без­мол­вие, в Его жи­во­тво­ря­щее Сло­во, от­ве­чая Ему по­рой толь­ко од­ним сло­вом: «Аминь! Да, Гос­по­ди, я при­ем­лю, да!..»

И не на­прас­но в кон­це это­го еван­гель­ско­го фраг­мен­та Хри­стос го­во­рит нам о том, что Ему через несколь­ко дней над­ле­жит быть пре­дан­ным в ру­ки лю­дей, оза­бо­чен­ных толь­ко зем­лей. И они Его убьют, по­то­му что та­кой Сви­де­тель Сво­бо­ды в Бо­ге для них невы­но­сим. Ведь здесь пре­дел то­го, к че­му Он зо­вет уче­ни­ков: от­ре­ки­тесь от се­бя до кон­ца! Уй­ди­те в Бо­га до кон­ца, – то­гда вы ста­не­те, ве­ро­ят­но, чуж­ды­ми тем лю­дям, ко­то­рым чужд Бог, в ко­то­рых не жи­вёт под­лин­ная жа­лость и лю­бовь. Сле­дуй­те Мо­е­му при­ме­ру; возь­ми­те свой крест и по­сле­дуй­те за Мной, – но толь­ко без стра­ха! По­то­му что Я не по­ве­ду вас незна­ко­мым пу­тем, в ни­ку­да, – но лишь тем пу­тем, ка­ким Я Сам про­шел; и этот путь, через Крест, ве­дёт к Вос­кре­се­нию. Аминь!